Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2018. № 1

Смотреть полнотекстовую версию выпуска PDF

СОДЕРЖАНИЕ

Занорин А. Г.


Научная деятельность в Саратовской консерватории: история и современность

Страницы 3–4

Теория и история искусства

Демченко А. И.


Кластерная технология в современных исследованиях мировой художественной культуры

Страницы 5–15

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Традиция наук, связанных с художественной культурой, почти всегда и во всём была ориентирована на раздельное восприятие каждой из отраслей искусствознания. В последнее время намечаются подступы к формированию всеобщего (универсального) искусствознания как науки, стремящейся к всеобъемлющему охвату множественного ареала основных фактов, имен, явлений и тенденций мировой художественной культуры. Эта своего рода метанаука может и должна развиваться в опоре на огромные запасы всевозможных наблюдений и обобщений, накопленных в различных разделах отдельно взятых ветвей искусствознания. И развитие это мыслимо только в одном направлении — по линии интегрирующего осмысления предшествующего опыта, что выражается в целостном и комплексном подходе к анализируемому материалу. В качестве необходимого условия предусматривается охват всех видов художественного творчества, продуцирующих на данной стадии, с попутным исключением в их рассмотрении границ между различными искусствами, а внутри них с преодолением привычной рубрикации по родам и жанрам. Комплексный подход, с характерной для него опорой на взаимодополняющие ресурсы различных видов искусства и различных национальных школ, позволяет делать самые широкие обобщения. Становление универсального искусствознания корреспондирует приобретающим ныне всё бóльшую актуальность процессам глобализации человеческого сознания. Предлагаемый мультидисциплинарный подход самым настоятельным образом требует использования в художественных исследованиях кластерной технологии, что в данном случае подразумевает интеграцию ресурсов различных отраслей искусствознания для комплексного освоения художественного пространства в его многообразии и целостности.

    Ключевые слова: всеобщее (универсальное) искусствознание, комплексный мультидисциплинарный подход, кластерная технология.


Варламов Д. И.


Сущность академизации искусства как эволюционного процесса

Страницы 16–20

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье предпринимается попытка определения сущности таких феноменов как «академизация» и «искусство», на основании которых формулируется дефиниция понятия «академическое искусство» и выявляется его сущность. Новизна авторской концепции «академизации искусства» потребовала включения ряда ключевых позиций, получивших обоснование в других работах. Это, к примеру, закономерности и тенденции академизации, искусство как воплощение антропосоциальных отношений и др. В конечном счете, определение сущности названных явлений нацелено на выявление реальных тенденций современного академического искусства, прогнозирование его будущего. Автор показывает две важнейшие тенденции: первая из них отражает деструктивные процессы в академическом искусстве, названные исследователем «постакадемический синдром», вторая знаменует появление признаков радикальных позитивных перемен в искусстве, обусловленных устремлениями к неосинкретизму будущего.

    Ключевые слова: академизация искусства, эволюционный процесс, сущность академизации и академического искусства, постакадемический синдром, закономерности и тенденции академизации.


Полозов С. П.


О возможностях информационного подхода в исследовании музыкального искусства

Страницы 21–31

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена демонстрации возможностей использования информационного подхода в исследовании музыкального искусства. На основе обобщения имеющегося опыта информационных исследований музыки выводится понятие музыкальной информации. Демонстрация примеров применения информационного подхода в исследовании музыкального искусства позволяет вскрыть эвристический потенциал данного подхода. Перспективы дальнейших исследований в этом направлении зависят от нахождения эффективных форм взаимодействия информационных наук и музыкознания, сложения их потенциала для решения общих «пограничных» проблем.

    Ключевые слова: информационный подход, музыкальное искусство, нулевая информация, информационная избыточность, тезаурусная модель информационного развития личности.


Музыкальное искусство

Вартанова Е. И.


Dies irae в музыке С. В. Рахманинова: опыт онтологического подхода

Страницы 32–37

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена исследованию символического смысла Dies irae в творчестве Рахманинова. Онтологический ракурс позволил обозначить в значении онтогенеза католического песнопения структуру четырехстопного хорея. Соотнесение рахманиновских версий Dies irae с этой ритмической формулой обнаружило их разделение на два противоположных смысла. Первое миметически соответствует онтогенезу — символу Божьего Суда. Второе значение, связанное с трансформацией исходной ритмической структуры, искажающей ее сакральный смысл, становится метафорическим выражением романтической инфернальности. Проекция этой типологии на драматургию сочинений композитора позволила уточнить местоположение сакральной версии напева в зоне кульминации-развязки и откорректировать глубинную структуру внутренней формы драматургии как инициации христологического типа. Сюжетообразующее значение этой матрицы рассмотрено в обоих типах композиции рахманиновских сочинений: с финалом-апофеозом и финалом-катастрофой. Выдвинутая гипотеза позволила откорректировать второй тип как проявление феномена русской покаянности и обнаружить онтологическую укорененность этого типа в той традиции отечественной культуры, которая связана с именами Гоголя, Достоевского, а позже — Булгакова и Шнитке.

    Ключевые слова: Dies irae, онтология, дискурс.


Ярешко А. С.


«Божественные» звоны Александра Скрябина

Страницы 38–45

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Искусство Скрябина — новый и своеобразный этап развития в музыке русской колокольности. В статье анализируется фортепианное и симфоническое творчество композитора, на основе которого делается вывод о том, что образование ряда типично скрябинских семантических средств, в том числе появление «позднего» стиля композитора с его радикальными новациями в области мелодии и гармонии в значительной степени связано с опорой на жанры колокольной музыки.

    Ключевые слова: колокольные звоны, мелодия и гармония, колокольная фактура, музыкальный символ Скрябина, семантические средства, стиль музыки.


Котович Т. В.


«Победа над Солнцем»: История футуристической оперы

Страницы 46–54

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье рассматривается структура, хронотоп и смыслы знаменитого сценического произведения футуризма «Победа над Солнцем» Алексея Крученых — Михаила Матюшина — Велимира Хлебникова — Казимира Малевича, впервые представленного в С.-Петербурге в декабре 1913 года.

    Ключевые слова: футуризм, авангард, опера, структура, хаос, порядок из хаоса.


Ганзбург Г. И.


Пушкинский поэтический текст в романсе А. С. Даргомыжского «Бог помочь вам…»

Страницы 55–63

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье исследуется стихотворение А. С. Пушкина «19 октября 1927» и романс А. С. Даргомыжского «Бог помочь вам». Показано несоответствие общепринятого толкования смысла пушкинского стихотворения замыслу поэта и предложено иное, откорректированное толкование. Сопоставлен смысл пушкинского стихотворения и его воплощение в музыке Даргомыжского. Проанализирована семантика приемов музыкальной выразительности, использованных в романсе Даргомыжского, в частности, указано на применение специфического созвучия, которое автор статьи называет «Фатум-аккорд». Данный романс малоизвестен и в музыковедческой литературе ранее не изучен.

    Ключевые слова: стихотворение А. С. Пушкина, романс А. С. Даргомыжского, Царскосельский лицей, декабристы, семантика аккорда, Фатум-аккорд, альтерированная субдоминанта.


Театральное искусство

Зорин А. Н.


Театральный Достоевский. Проблема сценичности полифонического романа

Страницы 64–69

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье исследуется современный аспект проблемы понимания сценичности романных текстов Ф. М. Достоевского в российской театральной и искусствоведческой интерпретации. На фоне исторически сложившейся в России традиции инсценирования романистики Достоевского возникает вопрос о режиссерском поиске адекватных театральных форм, отражающих уникальность ее нарратива. Выделяемый М. М. Бахтиным принцип полифонизма романов Достоевского как основы самодостаточности идеологий персонажей и вненаходимости фигуры автора в комментирующем тексте анализируется в свете критических откликов искусствоведов о несочетаемости диалогизма прозы с природой театрального творчества. Варианты решения проблемы рассматриваются с позиций разных театральных систем и подходов в свете провокативности романного нарратива поэтики Достоевского для традиционной сценической коммуникации.

    Ключевые слова: театрализация прозы, театральный дискурс, креативная рецепция, инсценировка, полифонизм романов Ф. М. Достоевского.


Традиционные культуры

Полозова И. В.


Культурное наследие саратовского старообрядчества и развитие церковно-певческой практики в XVIII–XIX вв. на примере Иргизских и Черемшанских монастырей

Страницы 70–79

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена анализу роли старообрядчества в развитии церковно-певческого искусства в XVIII–XIX вв. В центре внимания автора — изучение культурного наследия крупнейших старообрядческих монастырей, располагавшихся на территории Саратовской губернии — Иргизских и Черемшанских обителей. Как показано в работе, здесь сохранялись и развивались традиции средневекового русского богослужебного пения: переписывались и создавались новые певческие памятники, проводилась текстологическая работа по адаптации напевов к местной исполнительской практике, создавались новые редакции песнопений. В статье показано плодотворное наследие иргизских певчих в области демественного распева, на базе которого создавались свои местные варианты распева; проанализирована Херувимская «иргизского напева», получившая широкое распространение в старообрядческой практике. В работе отмечено взаимодействие двух векторов в развитии церковно-певческой культуры старообрядцев: ее бережное развитие, обновление, с одной стороны, и архаизация — с другой.

    Ключевые слова: старообрядческая традиция, богослужебное пение, Иргизские и Черемшанские старообрядческие монастыри, Саратовский край.


Вишневская Л. А.


Проблемы типологического изучения ранних форм вокального многоголосия (на материале северокавказских певческих традиций)

Страницы 80–84

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена малоисследованным проблемам типологии архаического вокального многоголосия. Разнообразие его форм рассматривается на материале многоголосных песнопений двух северокавказских традиций — адыгской и балкаро-карачаевской. Отмечается, что ранние формы вокальной полифонии (в числе которых и северокавказское многоголосие) обладают надэтнической природой, возникшей в результате смешения признаков разных музыкальных культур, восточной и западной цивилизаций. Одним из универсальных признаков раннего вокального многоголосия выступает бурдон, получающий двоякую трактовку в песнопениях адыгов, балкарцев и карачаевцев: бурдон-остинато и бурдон-педаль. Бурдон как характерный музыкальный образ северокавказской картины мира рассматривается в качестве решающего фактора образования единой певческой модели, суммирующей древние надэтнические и особенные этнические черты северокавказского вокального многоголосия. Изучение архаических форм вокального многоголосия на материале северокавказских певческих традиций приводит к выводам о том, что раннее вокальное многоголосие представляет культуру диффузного типа. В ней «встретились» (Б. Путилов) и пересеклись стереотипные элементы музыкального мышления разных народов и цивилизаций. Древние бурдонные корни северокавказского вокального многоголосия обусловили изначальную типологическую близость певческих традиций разных северокавказских народов: их сходство не по «формуле заимствования», а по «формуле единой архаичной природы».

    Ключевые слова: древние формы многоголосия, северокавказское вокальное многоголосие, адыги, балкарцы, карачаевцы, бурдон, остинато, диффузия, единая певческая модель.


Егорова И. Л.


О некоторых проблемах этномузыкознания в трудах Л. Л. Христиансена

Страницы 85–92

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Данная работа посвящена выдающемуся учёному, фольклористу, заслуженному деятелю искусств РФ, профессору Л. Л. Христиансену. Он оставил неизгладимый след в истории отечественной культуры как основатель Уральского народного хора (1943) и как основоположник народно-певческого образования в России (1966–1967). Его взгляды на народно-песенное искусство формировались на основе фундаментальных знаний, глубоких исследований обширного аутентичного материала. В трудах учёного затронуты направления деятельности, нашедшие отражение в парадигме воззрений на проблемы этномузыкознания. Научная концепция Христиансена обрела реальные очертания в книге «Ладовая интонационность русской народной песни». Новаторский труд учёного находится на стыке музыкознания, философии и эстетики. Изыскания Христиансена направлены к живому процессу песенного творчества и образному мышлению народных певцов. Открытием является аналитический метод установления связи музыки и поэтического текста на уровне идеи песни. Наблюдения и выводы Христиансена автор статьи предлагает рассматривать как законы корреляции вербального и музыкального компонентов фольклорного текста. В данной работе приведены и ранее не опубликованные высказывания учёного о противоречиях в терминологии определения ладов. Итогом данной работы является вывод о том, что актуальность воззрений Л. Л. Христиансена на проблемы этномузыкознания не потеряла своего значения и в настоящее время.

    Ключевые слова: Лев Львович Христиансен, фольклор, народная песня, лад, народно-песенное исполнительство, интерпретация, этномузыкознание.


Эстетика и философия искусства

Фомина З. В.


К вопросу о методах постижения искусства

Страницы 93–98

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье развивается мысль о необходимости расширения методологического пространства искусствоведения за счёт включения в процедуры исследования новых подходов, ориентирующихся на ценностно-смысловое постижение художественных феноменов. Основанием служит начавшееся в ХХ веке изменение мировоззренческих установок, связанное с пересмотром места и роли духовных начал в структуре Бытия, статуса человека как субъекта познания и включением иррациональных компонентов в структуру теоретического исследования. Аргументация сформулированных в статье постулатов опирается на высказывания выдающихся представителей постклассической науки, свидетельствующие о методологических сдвигах в исследовании объектов квантовой физики, а также на учёт специфики гуманитарного познания. Существенным методологическим основанием выступают в работе феноменология А. Ф. Лосева и переосмысление статуса произведения искусства в познании Бытия, представленное в работах М. Хайдеггера и Х.-Г. Гадамера. Акцентируется характерная для гуманитарного познания специфика понимания как процесса приобщения к смыслам, смыслопорождения, сверхзадача и конечная цель которого — самопознание, самоопределение и самоконструирование. На этом основании делается вывод о неизбежной антропосообразности гуманитарного познания, о требовании адекватности его методологического инструментария специфике объекта, о допустимости включения иррациональных, эмоционально-оценочных компонентов в структуру искусствоведческого исследования. С этих позиций рассматривается предложенный В. Медушевским метод «духовно-нравственного анализа музыки», даётся его критическая оценка, выявляется эвристический потенциал, анализируется связь с концептом «новое средневековье».

    Ключевые слова: методология искусствознания, методологический сдвиг, ценностно-смысловое освоение искусства, понимание как экзистенциальное событие.


Немкова О. В.


Канон и апокриф. Предпосылки развития художественно-эстетической мариологии в раннехристианский период

Страницы 99–103

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена вопросу эволюции в I–IV вв. мариологической идеи, обладающей ключевой значимостью для христианского сознания, вероучения и художественного творчества. Реализация марианской/богородичной темы в искусстве неотделима от процессов формирования догматики, литургики, теоретической базы основополагающих идей и понятий христианской культуры. Предпосылки к развитию культа Девы Марии рассмотрены в аспекте богословских воззрений на центральный вопрос мариологии — Богоматеринство. В работе дан обобщающий взгляд на апологетическое, догматическое, апокрифическое направления развития раннехристианского этапа мариологии. Осмысление ветхозаветного прообразующего «знака» Марии как «Новой Евы» представлено в качестве основы для дальнейшего интенсивного формировании целой системы ветхозаветной марианской символики и образности. Изучен вопрос взаимодействия библейских канонических книг, апокрифов («Протоевангелие от Иакова», «Об Успении Марии»), патристики как базовых литературных источников в формировании художественно-эстетической мариологии.

    Ключевые слова: раннее христианство, христианская художественная традиция, эстетическая мариология.


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма